Мы рекомендуем Вам заходить на сайт через сервисы социальных сетей. Это позволит вам более удобно авторизоваться на сайте и избавляет от необходимости запоминать пароль.
В случае, если вы хотите пройти обычную регистрацию для получения логина и пароля, перейдите по этой ссылке.
Филипп Эйл рассказал об истоках и истории жанра фильма-концерта и о джазе 60-х.
41-й международный кинофестиваль в Торонто (TIFF`2016) представит документальную конкурсную программу 9 августа, а пока презентует отдельные гала-показы, в числе которых пройдут премьеры двух документальных фильмов-концертов «The Rolling Stones Olé Olé Olé!: A Trip Across Latin America» Пола Дагдейла про латиноамериканский тур легендарной рок-группы и «JT + The Tennessee Kid» режиссера Джонатана Демме с концертом поп-исполнителя Джастина Тимберлейка.
Берт Стерн - легендарный фотограф, чьи фотографии - легендарные снимки, как рекламый постер водки Smirnoff на фоне египетских пирамид или кинопостер к «Лолите» Стенли Кубрика, которые в 60-е привели к «креативной революции» в рекламной индустрии. О нем документальная лента 2011 года «Берт Стерн: оригинальный безумец», но его фигура гораздо значительнее, чем заглавный персонаж фильма. Он был автором известных снимков Элизабет Тейлор, Одри Хэпберн, Кейт Мосс, и Мерелин Монро - он снял известную нюд-серию снимков за неделю до ее смерти, серия получила название «Последнее заседание».
Становится ясно, почему единственный фильм Стерна - документальная картина «Джаз в летний день», которую он снял в 1958 на джазовом фестивале в Ньюпорте, явственно напоминает его виртуозные глянцевые снимки. Повторяются те же цвета: ярко-красная помада, белые парусники, которые рассекают прозрачно-голубые волны, сверкающие саксофоны и трубы. И длительные, почти гипнотизирующие сцены: 31-летний Чак Берри топает по сцене во время «Sweet Little Sixteen», демонстрирует движения, явно вдохновленные Элвисом Пресли; Анита О'Дей в черном с иголочки вечернем платье, в белых перчатках и в шляпе с пером поет «Sweet Georgia Brown». «В этой картине нет таких моментов, которые кажутся отдельными замороженными кадрами - это все один, но ошеломляющий стоп-кадр» - сказала однажды о фильме кинокритик Джудит Крист. The Chicago Reader написал про его как про вероятно, лучший полнометражный джазовый фильм-концерт, когда-либо снятый».
Но все же фильм наполовину забыт. Вы не найдете его в списках лучших музыкальных документальных фильмов, которые составляют Vulture, Rolling Stone, Pitchfork, the Telegraph или The Village Voice. TIME однажды назвал его летним фильмом «упущенным из вида». По каким-то причинам «Джаз в летний день» обходят, при этом называя классическими примерами жанра фильмы «Вудсток», «Монтерей Поп», «Дай мне кров», «Последний вальс» и «Wattstax». И это кажется несправедливым, потому что именно эта картина, во многом, положила начало развитию жанра и определила формат для более поздних документальных фильмов. В нем огромное множество социологических деталей - признаков эпохи: лиц, причесок, фактур, костюмов, определенных танцевальных движений. Он предлагает зрителю внимательно рассмотреть лица исполнителей в длительных статичных кадрах, которые рассказывают сокровенные истории - так, в одной рецензии фильм «Джаз в летний день» назвали «ошеломляюще интимным». Можно полноправно считать «Джаз в летний день», родоначальником такого американского документального жанра как фильм-концерт.
Документальный фильм-концерт это всегда больше чем просто музыка. Это фиксация пути легендарных исполнителей, это свидетельства живой истории современной музыки. «Дай мне кров» (Gimme Shelter) - душераздирающий документальный фильм о гастролях Rolling Stones в 1969 году, сосредоточенный по большей части на трагическом концерте в Олтамонте. Для постера к этому фильму прокатчики выбрали слоган: «Музыка, которая восхитила мир...и убийство, которое его ошеломило». «Wattstax» - фильм про фестиваль , в котором есть «экспрессия всего мира», фактически празднование того, что ты черный в Америке. «Последний вальс» (The Last Waltz) - классический документальный фильм Мартина Скорсезе, в котором, кроме главных героев — группы The Band, увековечены сценические выступления Мадди Уотерса, Стэппл Сингерз, Доктора Джона, Пола Баттерфилда, Боба Дилана, Джони Митчел и Вана Моррисона, который кажется магическим в своем облегающем костюме, расшитом пайетками, высоким голосом исполняет «Караван».
Берт Стерн говорил про «Джаз в летний день», как про историю о «бедном ребенке из Бруклина», который попал с камерой в руках в «волшебный и очень богатый мир». Newport Jazz Fest - теперь проходит в 62 раз, а тогда в 1958 году он был в самом младенческом возрасте, и Стерн был «заинтригован сочетанием джаза и Ньюпорта, видом самых богатых и самых бедных» - как он
сказал однажды в интервью. И в ту эпоху джаз чаще всего снимали в черно-белом цвете, а он захотел вытащить музыку, в буквальном смысле, из тени. «Мое впечатление от джаза было как будто в темноте - в такой темной комнате под лестницей. Я захотел вывести его на солнце».
Получившееся документальное кино начинается с пейзажного вида Ньюпортской гавани и ее сверкающих волн - это изысканный исторический документ. Любой, кому интересна Америка времен Эйзенхауэра, получает свидетельства той эпохи - дамы высшего общества, приезжие провинциалы, которые заводно пляшут, хлопают и пьют пиво. Но главной достопримечательностью остается, конечно, музыка.
Фильм Штерна показывает все тонкости джаза - от приподнятого латинского джаза Джорджа Шеринга, к деликатным размышлениям флейты Эрика Долфи, к хриплому и скрипучему блюзу Биг Мейбелл. Камера часто задерживается в течение минуты на лицах исполнителей и захватывает импровизационное искусства Америки в мельчайших деталях: Джимми Гиффр, как он качается и гудит на саксофоне; как блестят капельки пота на лице сконцентрированного Чико Хэмилтона во время его барабанного соло. В последней четверти фильма мы видим ключевую звезду фильма - Луиса Армстронга, одетый в темно-синий пиджак с бабочкой, он восхищает толпу своим исполнением - голосом, игрой на трубе, а между песнями непринужденно рассказывает о своих гастролях.
Фильм со светлой иллюстрированной историей, оказывается тяжелым по настроению. На 85-й минуте, Стерн просто показывает харизматичных, ярко одетых и дико талантливых исполнителей в одном из старейших приморских городов страны. В фильме демонстрируется совершенно утопическое представление общества - черные и белые зрители перемешаны так счастливо и случайно, что Стерна предупредили не показывать фильм в южных штатах. «В поздние 50-е годы был какой то очень позитивный период, и Ньюпорт оказался очень прогрессивным - это был солнечный день, у нас были камеры и мы сняли об этом фильм» - говорил Стерн.
Материал для RGDoc.RU подготовила Анастасия ТАРХАНОВА