Сегодня в России существует несколько сотен постоянно действующих киноклубов, которые предоставляют зрителям особый вид культурного досуга. В отличии от кинотеатров, делающих «кассу» на зарубежных блокбастерах, киноклубы могут ориентироваться на малые и специализированные аудитории, вести лекционную и просветительскую работу. Но главная их особенность состоит в том, что клуб - это не просто помещение для коллективного просмотра фильмов, это место для общения, дискуссий, обсуждения жизненных проблем, которые поднимаются в произведениях киноискусства.
Культурный, просветительский потенциал киноклубного движения огромен, однако используется он далеко не в полной мере. Киноклубы разрознены (не существует постоянно действующей сети киноклубов). Зачастую у них нет легального доступа к качественному контенту. Нет системы подготовки и повышения квалификации руководителей киноклубов.
Предлагаемый нами проект ставит целью поднять профессиональный уровень руководителей киноклубов в регионах России, обучить их навыкам организации показов неигровых фильмов, обеспечить их качественными фильмами отечественного производства.
Обучение в Мастерской пройдут 30 человек. Занятия буду состоять из семинаров и лекций по киноклубному продюсированию. Слушатели научатся составлять программы показов, работать с правообладателями и авторами фильмов, привлекать аудиторию через социальные сети. В рамках Мастерской слушатели познакомятся с лучшими киноклубными практиками, посмотрят фильмы на большом экране в специализированных московских кинотеатрах, узнают о текущих киноновинках.
Навыки и компетенции, полученные во время теоретических занятий, будут закреплены в ходе практической работы, которая будет вестись в течение всего 2020 года. Гильдия неигрового кино и телевидения (при поддержке Министерства культуры РФ) предоставит всем участникам Мастерской качественный контент для показа на клубных площадках. Из 300 неигровых фильмов, созданных в 2017-18 гг. на государственные субсидии, экспертное жюри, в составе 12 режиссеров, продюсеров, киноведов, выберет 40 лучших. Эти фильмы составят основу фильмотеки, которой смогут безвозмездно пользоваться клубы-участники проекта.
Показы получат информационную поддержку – афиши для каждого фильма программы, расписание сеансов, анонсы и рекламные ролики в электронных СМИ. Дополнительным стимулом для аудитории киноклубов станет живое общение с авторами фильмов. Предполагается, что в течение года в каждый киноклуб приедет режиссер или автор сценария, который представит свою работу, проведет дискуссию, ответит на вопросы аудитории.
Таким образом наш проект будет содействовать развитию региональных киноклубов, повысит качество и эффективность их работы, представит региональному зрителю лучшие национальные неигровые фильмы последних лет, поможет организовать просмотр и обсуждение «умного», социально и художественно значимого кино на удаленных от культурных столиц площадках.
Цели
- 1. Развитие киноклубного движения в регионах России посредством обучения руководителей действующих киноклубов и предоставления им качественного контента – лучших неигровых фильмов российского производства. Общее число выпускников мастерской – 30 человек. Общий охват аудитории потенциальных зрителей этих киноклубов – 20000. Количество продвигаемых национальных документальных фильмов – 40.
- 2. Продвижение российского документального и научно-популярного кино в регионах. Формирование зрительской аудитории неигрового кино.
Задачи
- 1. ЭКСПЕРТИЗА. Формирование экспертной группы. Организация онлайн просмотра экспертной группой более 300 национальных неигровых фильмов, созданных при поддержке Министерства культуры РФ в 2017 и 2018 годах. Выбор 40 лучших фильмов для продвижения.
- 2. СЕМИНАРЫ. Организация отбора по заявкам 25 руководителей региональных киноклубов, а также 5 - планирующих их организацию. Формирование обучающей программы. Организация приезда 30 участников Образовательной мастерской в Москву. Проведение 3-х дневного обучения (семинара) руководителей киноклубов.
- 3. ПОКАЗЫ. Организация показов лучших национальных документальных фильмов в киноклубах, руководители которых обучались на проведенном СЕМИНАРЕ. В каждом киноклубе будет проведен показ и обсуждение как минимум одного фильма с участием его автора.
- 4. МЕДИАПРОДВИЖЕНИЕ. Подготовка видеоролика из отобранных фильмов, его продвижение в социальных сетях, на сайте Гильдии www.rgdoc.ru и на Youtube. Проведение онлайн-трансляции учебных семинаров. Подготовка оригинальных афиш фильмов, их распространение. Публикация оригинальных материалов о проекте.
- 5. АНАЛИЗ и ПУБЛИКАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ для масштабирования. Подготовка и публикация методических материалов по итогам СЕМИНАРОВ, ПОКАЗОВ. Сбор отзывов зрителей о просмотренных фильмах.
Обоснование социальной значимости
Социальный вклад проекта основывается на объединении и эффективном использовании потенциальных возможностей двух культурных институций: киноклубного движения и неигрового кино.
Российское неигровое кино сегодня это примерно 500 фильмов в год, половина из которых производится с помощью государственных субсидий. Тематика неигрового кино позволяет охватить широкий спектр целевых аудиторий: природа и экология, культура и достижения современной науки, острые социальные и нравственные вопросы, проблемы молодежи и жизнь в регионах России. Проблема в том, что даже лучшие отечественные фильмы демонстрируются в основном на фестивалях, лишь в исключительных случаях попадая на телеэкраны и экраны кинотеатров. Неигровое кино особый вид киноискусства, которое требует подготовленной аудитории и специальных усилий для своего продвижения. Роль медиатора между аудиторией регионов и отечественным кинематографом могут взять на себя киноклубы.
Социальная роль киноклубов особенно велика в условиях малых городов. В городах и населенных пунктах численностью менее 100000 жителей кинотеатр зачастую оказывается нерентабельным. Но там, где не выживет коммерческий кинотеатр, может с успехом действовать некоммерческий киноклуб. Нынешний уровень развития цифровой проекции и дистанционной передачи контента позволяет создать клубную площадку в любом общественном пространстве: в библиотеке, в учебной аудитории, в кафе, в фойе Дома культуры. Активизация работы киноклубов будет способствовать решению одной из стратегических задач государственной культурной политики: «выравниванию условий доступности и качества культурных услуг для жителей регионов».
Проект, предлагаемый нами, с одной стороны, содействует продвижению неигрового кино, созданного при государственной поддержке. С другой - поддерживает киноклубы, предоставляя им качественный контент. Таким образом он способствует формированию аудитории, готовой смотреть документальное кино, а авторам фильмов дает самое ценное для них - зрителей.
География проекта
Заявки на участие в проекте поступили от киноклубов из 30 регионов России. Это - Алтайский край, Башкортостан, Брянская область, Вологодская область, Воронежская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кировская область, Костромская область, Красноярский край, Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Пермский край, Приморский край, Псковская область, Республика Дагестан, Республика Коми, Республика Татарстан, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, Тюменская область, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Челябинская область, Чувашская республика, Удмуртская республика, Якутия. Окончательный отбор участников проведет группа экспертов Гильдии неигрового кино и телевидения.
Целевые группы
- − Руководители и активисты региональных киноклубов;
- − Авторы, работающие в сфере неигрового кино;
- − Зрители в регионах России (среди зрителей и участников проекта могут оказаться люди самых разных возрастных и социальных категорий, включая школьников и студентов, пенсионеров, многодетные семьи и т.п.).