Онлайн-фестиваль "Новой Газеты": что и как смотрят зрители?

05.02.2015 Аналитика
Итоги трехлетнего исследования онлайн-фестиваля документального кино, проводимого на сайте "Новой Газеты"
Онлайн-фестиваль "Новой Газеты": что и как смотрят зрители?
В 2015-м году Гильдия неигрового кино и ТВ в третий раз провела аналитику показов авторских документальных фильмов в рамках онлайн-кинофестиваля на сайте "Новой Газеты".
Фестиваль традиционно проводится в январские праздники, плавно перетекая в первую рабочую неделю.
Формат фестиваля: один день – один фильм.
"Новая газета" создает базовую статью с информацией обо всех фильмах, анонсирую фестиваль за неделю до его начала. В дни фестиваля заголовки и содержание статьи менялось, продвигая конкретный фильм фестиваля, но не убирая информацию об остальных фильмах. Кроме этого, на главной странице "Новой Газеты" размещался заголовок фестиваля. Чаще всего он находился в свернутом состоянии и не был ключевым (верхним) заголовком главной страницы, однако в течение всех трех лет первый фильм фестиваля был первой и ключевой новостью сайта.

С итогами фестиваля в 2014 году вы можете ознакомиться здесь. Итоги фестиваля 2013-го года – здесь.

В представленной таблице отражены данные по всем трем годам. Жирным выделены фильмы открытия фестивалей разных лет. Красным – фильмы, показывавшиеся в выходные дни (суббота, воскресенье).
Кроме этого, в таблице представлено соотношение посещаемости сайта к просмотрам фильма, так как эта характеристика позволяет понять интерес аудитории, постоянно посещающей сайт, непосредственно к документальному фестивалю и представленному в этот день фильму.

Год День показа Название фильма Просмотры Соотношение к посещаемости сайта Посещаемость сайта
2015 5 января Понедельник
Катя 11485 11.29% 101758
2013 4 января
Пятница
Зима уходи 9846 15.12% 156742
2013 9 января
Среда
Дом у дороги 9799 6.78% 94662
2015 6 января
Вторник
Коктебельские камешки 6652 4.24% 124462
2013 6 января
Воскресенье
Пограничный эффект 5956 10.31% 235810
2013 5 января
Суббота
Outro 5698 9.18% 112021
2014 6 января Понедельник Дневник наркоманки 5254 5.81% 262826
2015 7 января
Среда
Волонтеры - игры с огнем 5052 5.34% 114030
2013 13 января
Воскресенье
По дороге домой 4985 4.54% 275580
2013 8 января
Вторник
Широкие объятия 4748 5.05% 172278
2013 7 января Понедельник Ностальгия по оконному стеклу 4500 6.66% 273284
2013 10 января
Четверг
Мой папа коммунист 4200 3.11% 90453
2015 9 января
Пятница
Ключ для заводного апельсина 4130 3.32% 92369
2013 12 января
Суббота
Леша 3458 3.14% 80488
2015 14 января
Среда
Последняя рыбалка Тамары 3323 1.41% 82578
2014 11 января
Суббота
Корыто лыжи велосипед 3244 3.51% 183868
2014 12 января
Воскресенье
Писатель «П» Попытка идентификации 3238 4.02% 88392
2015 10 января
Суббота
Грумант остров коммунизма 3193 2.85% 122124
2013 11 января
Пятница
Роза - черная дыра 3174 3.08% 143126
2015 11 января
Воскресенье
Мама - это я 3170 1.21% 159233
2015 8 января
Четверг
21 день 3123 2.74% 95889
2014 8 января
Среда
Затмение 2714 3.29% 86496
2015 12 января Понедельник Тимур Новиков. Объект ноль 2448 0.89% 164271
2015 13 января
Вторник
Мальчишки с улицы свободны 2386 1.38% 149898
2014 17 января
Пятница
Мама, я убью тебя 2322 1.26% 65120
2014 7 января
Вторник
Ленинленд 2217 2.51% 144571
2013 14 января Понедельник 5 минут свободы 2157 1.84% 57789
2014 9 января
Четверг
Саша, Лена и Железный дракон 2149 1.76% 62087
2014 15 января
Среда
Про клятву Гиппократа 2090 1.46% 109696
2014 13 января Понедельник СПАРТА - территория счастья 1865 1.17% 94046
2014 18 января
Суббота
Котлован 1779 1.86% 67565
2014 16 января
Четверг
Собачий кайф 1662 1.92% 135140
2014 14 января
Вторник
Мама, дети и закон 1572 0.96% 109961
2014 10 января
Пятница
После войны 1361 0.91% 103062
2015 15 января
Четверг
Cardiopolitika 1231 0.45% 117079

Всего за эти три года было показано 35 фильмов, которые посмотрели 136181 раз (в среднем по 3890 просмотров/фильм).

В 2013-м году: 58521 просмотр
В 2014-м году: 31467 просмотров
В 2015-м году: 46193 просмотра.

Каждый год лидерами просмотров становились фильмы открытия фестивалей, при этом в 2015 году фильм "Катя" Анны Шишовой получил наибольшее количество просмотров за все три года (11485), обогнав даже фильм "Зима, уходи" (9846).

В основном, фильмы-лидеры по просмотрам были показаны в первые несколько дней фестиваля, что соответствует наименьшей информационной повестке и пассивности аудитории. В 2014-м году фестиваль был начат чуть позже и продолжился сильно за границами новогодних праздников. Напряженная информационная повестка и уход заголовка фестиваля на нижние строчки привели к сильному падению зрительского интереса.

Отдельного внимания заслуживает сама страница фестиваля на сайте "Новой Газете".
Материал 2013-го года был просмотрен 48990 раз и к нему было оставлено 104 комментария
В 2014-м году страницу просмотрели 41417 раз и оставили 166 комментариев
В 2015-м году фестивальную статью просмотрели 94339 раз, оставили 93 комментария.

Сравнивая цифры просмотра страницы фестиваля, количество просмотров фильмов и соотношение посещаемости сайта в целом к количеству просмотров фильмов можно прийти к выводу, что:
  • Чем раньше от начала новогодних праздников начинается фестиваль, тем больше зрителей он может потенциально получить в первые дни показа.
  • Продвижение прямой ссылки на страницу фестиваля позволяет завлечь больше зрителей к просмотру других фильмов программы, а не только того, ради чего они пришли
  • Самый эффективный инструмент продвижения фильма во время фестиваля - его публикация на главной странице первым материалом с видимым плеером и аннотацией фильма.

ГЕОГРАФИЯ ЗРИТЕЛЕЙ

Географическое расположение зрителей фестиваля и посетителей сайта полностью совпадает (в процентом соотношении). Как и в предыдущие годы, лидерство занимает Россия (большая часть просмотров), затем идут (в разном порядке, в зависимости от фильма) США, Украина, Германия, Беларусь, Израиль, Канада.
В большинстве фильмов данное соотношение повторяется.

География фильма (на примере фильма "Катя"):
Total Loads – это количество страниц, на которых окно плеера было загружено. То есть главная страница сайта + страница фестиваля, где дублировался код ролика. Total Plays – количество запусков воспроизведений, т.е. просмотр одной секунды фильма и фильма целиком является равнозначным параметром для статистики Total Plays.

2015-02-15 18-54-10 Katya.png

География сайта (счетчик Mail.ru в день показа фильма "Катя"):

2015-02-15 18-58-34 НОВАЯ ГАЗЕТА: география - Рейтинг@Mail.ru.png

2015-02-15 18-58-52 НОВАЯ ГАЗЕТА: география - Рейтинг@Mail.ru.png


ДЕМОГРАФИЯ ЗРИТЕЛЕЙ

Демография зрителей фильма "Коктебельские камешки" (6 января, Youtube):

2015-01-30 12-40-06 Analytics - YouTube.png

Демография сайта "Новой Газеты" (счетчик Mail.Ru, 6 января):

2015-01-11 11-17-18 НОВАЯ ГАЗЕТА: демография - Рейтинг@Mail.ru.png

Как мы видим, наибольшая аудитория "Новой Газеты" (более 32%) является категорией 50+ с преобладанием мужчин. Однако демография Youtube (исключительно по России) предполагает, что доминирующей возрастной группой были люди от 25 до 54 лет.  Данный случай требует отдельного рассмотрения, как и любой другой фильм, но, исходя из соотношения посетителей сайта к зрителям фильма (4.24%), можно выдвинуть две гипотезы:
- основная аудитория сайта в этот день была заинтересована другими материалами
- аналитика демографии Youtube рассчитывается исходя из данных основного пользователя компьютера, которым может быть представитель более младшей возрастной категории в семье (авторизованный в сервисы гугл в данный момент).
В любом случае, необходимо учитывать, что, как и в предыдущие годы, основная аудитория сайта "Новой Газеты" – возрастная группа 35+, и чтобы получить максимальный эффект от онлайн-показа, необходимо представлять фильмы, максимально подходящие под эту возрастную категорию и их образ жизни (с учетом географической аналитики).
Также можно строить программирование фестиваля таким образом, что молодежные, современные фильмы приведут на сайт более молодую аудиторию. Таким образом, уже не сайт "Новой Газеты" будет помогать документалистам показывать свои работы, а документалисты будут предоставлять контент, интересующий сайт (в том числе, с коммерческой точки зрения привлечения наиболее платежеспособной аудитории для презентации потенциальным рекламодателям сайта).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛЕЕРОВ ДЛЯ ПОКАЗА

Players2013-2015.png

Для показа фильмов на фестивале используется только два вида видеохостинга - Youtube и Vimeo. Преимущества и недостатки обоих сервисов обсуждались в прошлом году.

За прошедший год Youtube и Vimeo дополнили свои площадки дополнительными сервисами. Одним из обновлений Youtube стала возможность встраивать плеер без заголовка, нижних элементов управления и логотипов, только с одной кнопкой play, сделав внешний вид плеера минималистичней и привлекательней. Кроме этого Youtube предоставляет более подробную аналитику (рассчитывать на которую полностью не стоит, но стоит принимать во внимание).

ВЫВОДЫ

Интернет-показ в рамках онлайн-кинофестиваля отличается от кинофестивального, кинотеатрального и киноклубного и имеет как недостатки, так и преимущества.

Плюсы:

+ Портал "Новой Газеты" – популярный высокопосещаемый ресурс с аудиторией 35+, интересующейся актуальными социальными, экономическими, культурными, политическими проблемами. Показ фильма, отвечающего демографическим и психографическим (образу жизни и мышления) характеристикам аудитории, может быть очень успешным.

+ Есть конкретные цифры, показывающие географический и демографический охват фильма.

+ Фильм одновременно смотрят люди во всем мире. Количество просмотров онлайн превышает возможности кинотеатрального проката (за такой же временной отрезок) в несколько раз, возможности киноклубного и кинофестивального показа – в десятки раз.

+ У зрителя в любой точке мира есть возможность оставить свой комментарий и поделиться своим мнением.

Минусы:

- Нет доказательств того, что человек целиком посмотрел фильм (некоторую информацию дает аналитика Youtube, но она весьма относительна). В этом смысле интернет-показы близки к телевизионной аналитике, которая часто дает еще менее конкретную информацию, опираясь на очень ограниченную выборку домохозяйств.

- Пиратство (возможность скачать и скопировать фильм) с популярных видеохостингов (Youtube и Vimeo).

- Интернет-показ до сих пор негативно воспринимается фестивалями, дистрибьюторами и телевизионными каналами, которые могут не показать или не купить фильм, если он был показан онлайн.

- Ограниченные возможности сервисов Youtube и Vimeo в базовых версиях не дают возможность осуществить географическую блокировку фильма (установить географию показа только в рамках отдельной географической зоны). Если у фильма проданы права на интернет-показ за рубежом на VOD-площадках, то установка геоблока является обязательным пунктом договора . Таким образом, наиболее коммерчески привлекательные и профессионально собранные картины, интересующие международную индустрию документального кино, не могут быть показаны на фестивале.

Кроме этого, режиссеры и правообладатели фильмов должны тщательнее работать над презентацией и позиционированием показа фильма, привлекая на сайт большую аудиторию и расширяя круг основных комментаторов.

Гильдия неигрового кино выражает благодарность авторам и правообладателям картин, а также автору и руководителю фестиваля Ларисе Малюковой и редактору портала "Новой Газеты" Константину Полескову.

Материал подготовлен Георгием Молодцовым.


Авторы

Материалы по темам: Авторские колонки, Аналитика, Интервью, История, Мастер-классы, Статьи, Терминология 

возврат к списку

Поделиться с друзьями