Флаэртиана-2015: Погрешность измерений

22.09.2015 Новости фестивалей
В российском кино желание создать индустрию, достучаться до широкого зрителя, о чем так много сегодня говорят, борется с каким-то исконным презрением к деньгам.
Флаэртиана-2015: Погрешность измерений

Международный фестиваль документального кино «Флаэртиана» открылся 18 сентября в Перми. В этом году он отмечает двадцатилетие. В честь юбилея в программе нововведение: помимо национального и международного конкурсов, проводится конкурс студенческого и дебютного кино. Также подготовлена обширная внеконкурсная программа: «эхо» Краковского фестиваля, специальные показы, мастер-классы, программа для детей KIDS&DOCS, и многое другое.

«Флаэртиана» – фестиваль в хорошем смысле консервативный. Здесь собраны заработавшие репутацию на крупных фестивалях фильмы: от победителей «Шеффилда» («Сирийская история любви») и Cinema du reel («Странные частицы») до участников «Артдокфеста» («На краю», «Ферма», «Длинное. Черное. Облако опускается»). Принцип подборки – внимание к жизни «простых» людей, современников из разных стран, плюс концепция «чистого» кино: использование приемов длительного наблюдения, «привычной» камеры, которые Роберт Флаэрти впервые применил в фильме «Нанук с Севера».

В программе «Флаэртианы-2015» хорошо заметны два эстетических полюса. С одной стороны, амбициозное, коммерчески ориентированное западное кино, в строгом смысле, не такое уж и «флаэртиановское»: ярко и дорого снятое, укладывающее жизнь в жанровую схему, откровенно желающее нравиться. Оно активно воздействует закадровой музыкой, красотой кадра, интригует незаурядностью персонажей. Кино, апеллирующее к широкому зрителю, внятно и доступно формулирует смыслы.

На церемонии открытия был показан фильм «Сирийская история любви» (реж. Шон Макалистер, 2014) – один из главных претендентов на победу. Политическая love-story разворачивается на фоне гражданской войны в Сирии. Супруги Амер и Рагда – диссиденты, выступающие против тиранического режима президента Башара Асада.

Рагду сажают – за книгу, критикующую власть. Амер добивается освобождения жены, вывозит ее с детьми в Европу искать политическое убежище. Но Рагда не может жить спокойно, пока на родине война, а Амер не видит смысла возвращаться, теряет надежду что-то исправить. Семья начинает распадаться.

У фильма есть все составляющие для успеха: романтика революции, красота и страсть сирийских борцов за свободу, история любви, показанная с неожиданного ракурса: с позиции мужчины, который переживает об охлаждении чувств, в то время, как женщина творит революцию.

Еще один хит – «Балетные мальчики» (реж. Кевин Элвебак, 2014), показанный вне конкурса: норвежская «Легенда №17», но неигровая и про балет.  Фильм прослеживает судьбу трех мальчиков из балетной школы от 12 до 16 лет. Слезы, репетиции, первые романтические отношения, мечты, испытания в условиях жесткой конкуренции, изящные юноши и танцы, большие победы. История про взросление и дружбу, придуманная и выстроенная по законам мелодрамы.

Международной программе не откажешь в занимательности: такое кино создано специально для тех, кто до сих пор думает, что документалистика – это скучные социально ориентированные фильмы. Так вот, документалистика может выглядеть как блокбастер.

Хотя остается открытым вопрос, насколько такая подгонка жизни под формат зрелища честна по отношению к исходному материалу: яркая оболочка притупляет чувствительность к богатству нюансов.

Противоположный западной арт-коммерции эстетический полюс – российская программа, второй по престижности конкурс на «Флаэртиане», в котором есть куда более бескомпромиссные работы.

Фильмы «Странные частицы» (реж. Денис Клеблеев, 2014) и «Ферма» (реж. Андрей Шабаев, 2014), (оба – выпускники Марины Рабежкиной) работают с клише советского мифологического пространства, используя элементы «школьного фильма» и производственной драмы о поднятии колхоза.

«Странные частицы» – фильм о физике-теоретике, который занимается квантовыми исследованиями и преподает в МГСУ. Летом он выезжает со студентами в лагерь, где проводит занятия с группой должников.

В том, как тяжело теоретику даются контакты с миром практики и быта, как потерянно и странно он при этом выглядит, прочитывается диалектика космоса и хаоса, мира «квантового» и «классического», культуры и обывателя.

«Ферма» – история женщины, которая продала городской бизнес и уехала за 200 километров от Москвы заниматься фермерским хозяйством – тяжелой работой, отнимающей много сил и времени. Она круглый год злится, ругается с работниками-гастарбайтерами – а все-таки не продает ферму, сама не может объяснить, почему. 

Работа в обоих фильмах изображается как неблагодарный и монотонный процесс, который позволяет заполнить внутреннюю пустоту, отогнать ощущение одиночества и растерянности в чужеродной среде.

Жанровые каноны и в «Ферме», и в «Странных частицах» вывернуты наизнанку, а структура стремится к максимальной свободе и естественности речи, открытым финалам и недосказанности истории. Без закадровой музыки, отвлекающих маневров камеры, агрессивных монтажных склеек, разъясниельного комментария. И в этом «неправильном» кино гораздо больше искренности, чем в схемах.

В российском кино желание создать индустрию, достучаться до широкого зрителя, о чем так много сегодня говорят, борется с каким-то исконным презрением к деньгам. Отсутствие индустрии документального кино в России вырастает не столько от неумения, сколько от нежелания продаваться.

Мария Фанина, специально для RGDoc.Ru


Новости по темам: Новости фестивалей, Новости индустрии, Новости Гильдии, События 

возврат к списку

Поделиться с друзьями