Документалисты разработали дорожную карту развития отрасли в условиях изменившихся условий рынка.
23-24 декабря в московской «Точке кипения» прошла двухдневная стратегическая сессия по развитию неигрового кино. Целью мероприятия был поиск путей развития и разработка дорожной карты для индустрии документального кино на ближайшие три года. Последний раз такая масштабная деловая игра проводилась более 10 лет назад, с тех пор изменилось все: рыночные условия и механизмы, касающиеся производства, дистрибуции, проката, появились новые возможности, которые документалисты еще не умеют использовать.
Модераторами сессии стал руководитель экспертно-исследовательской компании «Киноэкспертиза», член экспертных советов Минкультуры России и Фонда кино Олег Иванов и эксперт по развитию территорий и социальным проектам, руководитель Евразийского центра территориального развития им. П.А. Столыпина Иван Карпушкин.
Стратегическую игру предваряло выступление члена правления Гильдии неигрового кино
Григория Либергала, который за отведенный ему час рассказал о современном положении отрасли, и о тех изменениях, которые произошли в индустрии с 2006 года. Он перечислил все существующие для нынешнего кино источники финансирования, производственные структуры и формы проката фильмов, привел примеры самых успешных в кинопрокате картин, не обошел вниманием и альтернативные формы проката: фестивали, киноклубы, а основной упор в финале выступления сделал на стриминговые платформы как наиболее перспективную форму проката документального кино.
«Стриминг – это то, что интересует всех сегодня. С трудом верится, что эта новомодная штука существует уже 14 лет. Если во всем мире говорят о феномене Netflix, и у него 160 млн подписчиков по всему миру, а также работают Apple TV+, Amazon, коммерческий Youtube, в России у всех этих гигантских мировых игроков подписчиков совсем не густо. А это значит, что есть место для российских игроков. Среди них такие гиганты, как МТС медиа, Билайн и Мегафон, Теле-2 с Ростелекомом и Яндекс-медиа с КиноПоиском. Всего за последние 1,5 года появилось около 20 стриминговых платформ, они заявляют о себе все громче, хотя находятся на стадии становления. В будущем они будут финансировать производство, прокат, но никто из нас не знает, как нам выстраивать отношения – ни они, ни мы. Главное преимущество интернет-сервисов – это прозрачный результат, возможность отследить посекундно каждого зрителя. Это чрезвычайно важный инструмент, открывающий принципиально другие возможности для коммерциализации нашей отрасти», - отметил Либергал.
Далее началась непосредственно сессия, проходившая в игровой форме. Сначала участники представились и коротко рассказали, зачем они здесь. Среди принявших приглашения документалистов оказались и представители известных региональных студий - из Перми, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Хабаровска. Список участников можно
посмотреть. Затем состоялся групповой разбор и первичная обработка поданных при регистрации онлайн инициатив, сортировка их по разным критериям, чтобы понять общую картину болевых точек присутствующих. Всего оказалось таких 68 инициатив (
Инициативы А). На следующем этапе были обозначены ключевые игроки рынка (
стрейкхолдеры): дистрибутор, прокатчик, кинотеатр, фонд, стриминговый сервис, продюсер, автор и так далее – вплоть до зрителя. Всего было выявлено 25 стрейкхолдеров, после чего каждый участник выбрал для себя одну роль. Например,
Евгений Григорьев стал «фестивалем»,
Евгений Гиндилис - «фондом»,
Сергей Почин – «меценатом»,
Алексей Ханютин представлял НКО.
В процессе игры стейкхолдеры предлагали инициативы и выставляли запросы другим стрейкхолдерам. В длительном процессе перемещения по залу разноцветных бумажек, обсуждений, голосований, сформировался короткий список инициатив (
Инициативы В,
Запросы,
Инициативы С), которые были детально разработаны и включены в дорожную карту.
«Собрались лучшие, от кого реально могут зависеть будущие изменения. Собрали дорожную карту с ясными целями и амбициозными результатами до 2023 года. Поздравляю всех причастных... Гильдия неигрового кино жива, в отличие от множества их коллег, которые только и претендуют на перераспределение в свою пользу денег Минкультуры», - написал на своей странице в ФБ Олег Иванов, который провел это мероприятие с подачи Гильдии.
Мы попросили прокомментировать результат сессии президента Гильдии неигрового кино Алексея Ханютина, рассказать, насколько, по его мнению, удалось осуществить задуманное, соответствует ли действительность ожиданиям и что с этой Дорожной картой нам делать дальше.
«Гильдия неигрового кино является индустриальным НКО, и ее главная задача – лоббировать интересы документалистов, продвигать, защищать и развивать нашу индустрию. Но что конкретно мы должны продвигать, защищать и развивать? Какие цели ставить? Тут у нас по сей день царит «полный разброд и шатание». Одни мечтают возродить кинолетопись, другие требуют, чтобы государство воссоздало сеть государственных киностудий, третьи просят обязать государственные телеканалы показывать отечественное неигровое кино. Четвертые, наоборот, хотят, чтобы государство как можно меньше вмешивалось в развитие индустрии. Прошедшая сессия, как мне кажется, навела некоторую ясность в этом вопросе. Мы определили конкретные цели, показатели и объемы, которые наша индустрия должна достигнуть к концу 2023 года. Выделили 12 инициатив, иными словами, 12 механизмов, посредством которых мы превратим неигровое кино в полноценную киноиндустрию. Рисуя картину будущего, мы опирались не только на пожелания творцов – режиссеров и продюсеров. Мы учитывали интересы прокатчиков, дистрибуторов, фестивалей, кинотеатров и киноклубов, киноархивов, киношкол и, разумеется, зрителей. Мы постарались найти финансовые и организационные ресурсы, не связанные с государственным финансированием. Теперь дело за малым: реализовать хотя бы часть нашей дорожной карты. Если нам удастся осуществить хотя бы 25% задуманного – наше индустрия сделает серьезный шаг вперед».