«Эффект Боровска» расскажет, как 80-летний Владимир Овчинников взялся за увековечивание памяти всех репрессированных города, и что из этого вышло.
Закончилась работа над полнометражным документальным фильмом «Эффект Боровска» о художнике Владимире Овчинникове, который не только создал атмосферу своего города, рисуя на стенах домов, но и вступил в неравную борьбу с местной администрацией за увековечивание памяти всех репрессированных города Боровска. «Наивному» граффитчику - не 19 лет, а 80. «Эффект Боровска» - сгусток отражений тех конфликтов и взаимоисключающих процессов, которые происходят в современной России. Автор проекта - писатель и журналист Борис Минаев, решивший задаться естественным вопросом, почему память о жертвах репрессий, происходивших в 30-е годы, сегодня вдруг стала «опасна»? Почему намерения художника пресекаются на корню, и не только со стороны властей?
Снимали Владимира Овчинникова режиссеры
Юлия Гребеникова и
Полина Завадская, выпускницы Летней школы документальной мастерской
Дарьи Хреновой, которая является художественным руководителем и со-продюсером проекта. Для Юлии Гребенниковой это режиссерский дебют, а для Полины Завадской «Эффект Боровска» – вторая полнометражная картина. Первой стал фильм «
Верила-Верю» (создан совместно с
Машей Кособоковой, на студии «Волшебная гора»), получивший многочисленные дипломы и признание фестивалей, последним из которых стала международная конференция ИНПУТ в Бангкоке в мае этого года. В ходе съемок - по воле художника - режиссеры оказались персонажами настенной живописи Боровска, таким образом надолго оставшись в памяти города.
Имя Владимира Овчинникова широко известно в России последнее десятилетие - ровно столько уличный художник живет в городке, который его словно околдовал. Город Боровск - странное место, которое аж с XIV века века является островком памяти всех невинно пострадавших. Здесь погибла боярыня Морозова, заточен протопоп Аввакум, расстреляны жертвы политических репрессий. Здесь Овчинников внезапно стал рисовать на стенах домов и полностью преобразил город. Настоящие страсти стали разгораться в городе с 2015 года, когда Владимир Овчинников нарисовал на одном из заборов свой первый «мемориал жертвам политических репрессий»…
В ходе завершения работы над проектом один из членов сьемочной группы неожиданно был задержан на улице в день шествия, направленного против политических репрессий, в поддержку Ивана Голунова,. Таким образом, тематика картины закольцевалась, и проблемы, которые, по словам боровчан, снявшихся в фильме, ушли в глубокое прошлое и которые надо «забыть», оказались острыми и отнюдь не изжитыми.
Со-продюсер «Эффекта Боровска» - Ася Друянова, композитор - Федор Сенчуков, саундмикс - Фредерик Фюрнель (Бельгия), режиссер монтажа – Александр Минаев. Фильм создавался с 2017 года на личные средства и при безвозмездной работе участников, но также выиграл поддержку Фонда имени Генриха Белля на питчинге «Делай фильм» в Москве, благодаря которой работу над картиной удалось завершить.