Присутствие на IDFA для российского неигрового кинематографа очень важно. Именно поэтому IDFA была включена в перечень приоритетных кинорыночных площадок проекта международного продвижения, которым занимается Гильдия неигрового кино при финансовой поддержке Министерства Культуры РФ.
Диана Карклинь — представитель немецкой дистрибуционной компании Rise and shine world sales. По ее мнению, два самых важных фестиваля неигрового кино проходят в Амстердаме и в Торонто. «Но если Hot Docs в Торонто — это документальный «Сандэнс» (заточенный под Америку), то Амстердам — документальные Канны, если фильм попадает на IDFA, значит он стопроцентно «пойдет» в мире, — поделилась г-жа Карклинь своим мнением с РБК daily. — И тут показывают очень много лент о России».
Амстердамский фестиваль завершился на днях, и в одной из программ победил как раз фильм о России — «Пусси против Путина» коллектива Gogol’s Wives.
В центре
Согласно статистике IDFA, в этом году показы посетили около 222 тыс. человек, касса составила 1,26 млн евро. И при этом Амстердамский фестиваль документального кино выглядит скромно. Два главных кинотеатра, где идут показы IDFA, — знаменитый «Тушински» (архитектурная достопримечательность города) и «Мунт». Если в «Тушински» фестиваль трудно не заметить, то в многозальном «Мунте» полно публики, пришедшей на прокатное кино.
Расположены кинотеатры совсем рядом друг с другом и неподалеку от Рембрандт Плаца. В центре площади стоит памятник художнику, а также скульптурная композиция из 22 фигур — героев «Ночного дозора» (работы российских скульпторов Михаила Дронова и Александра Таратынова). На время проведения IDFA тут воздвигают огромный рекламный бокс. В отеле Caransa — пресс-центр, а в местном ресторане и в соседних кафе с конца ноября много фестивальной публики. Но хватает и туристов, чей приезд просто совпал с временем проведения фестиваля.
Интерес к «Крови»
Российских фильмов и фильмов о России в этом году и правда было много. Например, в конкурсе студенческих работ участвовал «Прощеный день» Дины Бариновой, в программе «Мастера» — «Искусство наблюдения жизни» Марины Голдовской и «Демонстрация» Виктора Косаковского. В одной из двух главных конкурсных программ — черно-белая «Кровь» Алины Рудницкой, наблюдение за работой мобильной станции переливания крови. Как рассказала она РБК daily, «Кровью» уже заинтересовались многие фестивали — от Восточной Европы до Австралии.
Эти фильмы российский зритель увидит, их уже показывают на «Артдокфесте», который сейчас проходит в столице. Там же должны показать и «Путинские игры» Александра Гентелева — фильм о том, что значит сочинская Олимпиада для местных жителей, стоит в расписании «Артдокфеста».
Но вот будут ли показы в России победителя одного из двух главных конкурсов IDFA, пока неясно. В конкурсе лент средней продолжительности приз выиграл российский фильм «Пусси против Путина» коллектива авторов Gogol’s Wives. Эта история акций Pussy Riot, их ареста, а также взгляд на их сторонников, противников и просто зрителей полна интереснейших съемок — от акции на троллейбусе на проспекте Вернадского до событий на концертах Мадонны и Faith No More. Жюри, оглашая решение, выразило надежду, что фильм сумеет привлечь внимание к положению все еще находящихся в тюрьме девушек.
Как продают в Амстердаме
IDFA — это еще и рынок. Две рыночные секции фестиваля — Forum и Docs for Sale. Первая предназначена для проектов, ищущих софинансирование. Тут проводятся круглые столы и встречи, а главное событие — центральный питчинг, превращенный почти в представление. Создатели двух десятков отобранных для питчинга проектов по очереди садятся за центральный стол, рассказывают о проекте и демонстрируют ролик 25 потенциальным инвесторам (сидят за большим столом по периметру и имеют возможность задавать вопросы) и трем сотням наблюдателей в зрительном зале. У каждого проекта 7—10 минут, далее продюсеры освобождают место (часто за ними вслед бросается кто-то из наблюдателей), и за стол «садится» следующий проект. За временем следят модераторы. Они же устраивают лотерею с цилиндром — желающие представить проект, но не попавшие в число 20 претендентов, бросают в шляпу визитки, и один счастливчик (чью визитку вытянут) сможет так же представить свой фильм.
Doc for sale работает с уже готовыми фильмами. В здании Arti (Амстердамского объединения художников) кроме мест для проведения встреч оборудованы специальные боксы — потенциальные покупатели в наушниках и за компьютерами смотрят заинтересовавшее их кино, которое они не успели посмотреть в залах кинотеатров.
Присутствие на IDFA для российского неигрового кинематографа очень важно. Именно поэтому IDFA была включена в перечень приоритетных кинорыночных площадок проекта международного продвижения, которым занимается Гильдия неигрового кино при финансовой поддержке Министерства Культуры РФ. В этом году Минкульт впервые субсидировал продвижение российских неигровых картин. По мнению Георгия Молодцова, вице-президента Гильдии, на документальных кинофестивалях нет жесткого разграничения «кинопоказы» и «кинорынок». «Одно является продолжением другого, это своего рода «единое пространство», — рассказывает г-н Молодцов. — Благодаря такой специфике документальных фестивалей и особенно IDFA продвижение картин возможно как в залах показов, так и на индустриальных площадках и ежевечерних неформальных встречах».
Материал подготовила Марина Латышева
СОФЬЯ ГУДКОВА, Генеральный директор “Центра документального кино”
“IDFA , на мой взгляд, лучший в мире фестиваль документального кино. Все очень продумано: начиная от получения аккредитации, расположения кинозалов, дизайна фестивальных буклетов и заканчивая организацией рабочего пространства на DOC for SALE. Но главное - это, конечно, программа. Она обширная, разнообразная, но при этом достаточно понятная и хорошо выстроенная, ощущения, что теряешься и ничего не успеваешь, нет. При этом она очень сильная. Каждый фильм - это почти шедевр. Каждый стоит того, чтобы собрать полный зал. Год назад Центр документального кино, директором которого я являюсь, организовывал в Москве презентацию фестиваля IDFA. Мы показывали зрителям фильмы из разных программ, организовывали обсуждения с документалистами и провели мастер-класс директора фестиваля Алли Деркс . Проект был успешен и в этом году мы планируем продолжение. Но в наших планах привести отдельную программу, которая называется kids doc. Это, на мой субъективный, зрительский взгляд, потрясающий контент для семейного просмотра. Это именно то, что совсем не снимают у нас и почти не показывают. Фильмы, снятые о подростках, их проблемах, переживаниях, их конфликтах и увлечениях. Это короткометражки, от которых невозможно оторваться и если тебе 10, и если 15. и даже если 35, как мне. Трогательные истории, рассказанные простым языком, искренние и настоящие о людях и для людей".
ЕВДОКИЯ МОСКВИНА, режиссер документального кино
“В этом году я была на IDFA второй раз. Мне повезло, потому что ExOrient Workshop, который проводится Чешским IDF (Institute of Documentary films) всех своих участников приглашает в ноябре в Амстердам, и выделяет для них бесплатный Guest Pass – входной билет, который дает возможность ходить на все показы и мероприятия для профессионалов. Так как в прошлом году мой проект «New silk way» был участникомExOrient Workshop, то по какой-то счастливой случайности меня пригласили на IDFA второй раз. Для меняIDFA стала местом, где я могу посмотреть красивые и редкие документальные фильмы. В этом году наиболее сильное впечатление произвел “Life almost beautiful” болгарского режиссера Святослава Драганова. Это фильм о трех братьях, православном монахе, гомосексуальном парикмахере и темнокожем метисе, на фоне их жизни в современной Софии.
Еще одно важное событие, из-за которого непременно стоит побывать на IDFA – это питчинг серьезных международных проектов с мировой ко-продукцией. Я прихожу на питчинг, чтобы увидеть, как продюсеры и режиссеры с мировым именем строят свою речь, из чего состоит их трейлер, какие вопросы задают им commission editors – будущие покупатели фильмов. Становится ясно, куда движется мировое документальное кино, и какие темы сейчас востребованы. А еще питчинг дает необъятное поле идей для новых проектов.
Ну и последнее, на IDFA ты легко можешь встретить людей, которые трудно доступны в повседневной жизни. Например, нам уже давно надо было поговорить с Alex Szalat – так называемым “decision maker” с французского телеканала ARTE. Я знала, что Алекс будет на IDFA, но забыла сделать официальный запрос на встречу с ним. И вот, как-то рано утром я шла по пустому Амстердаму, и первым случайным прохожим на улице оказался Alex Szalat. Мы договорились о встрече и все обсудили. В общем, я уже с нетерпением жду следующего фестиваля IDFA в Амстердаме”!