Report
В Праге завершился международный форум East Doc Platform, ежегодное мероприятие, организуемое Institute of Documentary Filmи дающее возможность режиссерам и продюсерам из множества европейских стран представить свои фильмы на всех возможных этапах производства. Международный форум проходил параллельно с крупнейшим международным кинофестивалем по правам человека One World (Один мир), и многие программы форума были тесно связаны с кинофестивальными мероприятиями.
В этом году фильмы и проекты российских режиссеров и продюсеров были отобраны организаторами во все категории форума, поэтому Гильдия неигрового кино при поддержке Министерства Культуры РФ помогла представителям отобранных проектов представить их перед международной аудиторией.
Предлагаем вашему вниманию видеодневник с отчетом о поездке российской делегации на East Doc Platform, а также подробный отчет о мероприятиях и итогах:
Восточно-Европейский форум (East European Forum) - финальный этап образовательной программы Ex Orienta Film - международного семинара, посвященного развитию и финансированию документального кино стран Центральной и Восточной Европы и организованного также Institute of Documentary Film.
Восточно-Европейский форум - самая большая площадка для поиска финансирования; проходит уже в 13-ый раз. Режиссеры и независимые продюсеры, отобранные для участия, могут представить здесь свои проекты для ко-продакшна, презентовать их для покупки или других форм финансовой поддержки перед более чем 30-ю представителями фондов, телеканалов и дистрибуционных компаний.
Каждый участник публично представляет свой проект на 10-минутной презентации, после которой он может встретиться со всеми присутствующими представителями телеканалов и фондов.
В этом году в East European Forum вошли 20 проектов со всей Европы, находящихся в этапе разработки. Большинство из них были разработаны в рамках Ex Orienta Film, в том числе один участник из России - проект “Новый шелковый путь” (New silk way) режиссера Евдокии Москвиной.
Евдокия Москвина, режиссер: “Я планировала использовать EDP как площадку для продвижения своего проекта. В результате питчинга мы получили предложение co-production от крупной production - компании из Германии. А также letters of interest от Thierry Detaille, Wentes-CBA/WIP-Sales (Бельгия), Kristen Fitzpatrick, Women Make Movies, Taskovski film (London), Margje De Konig , Lejla Dedić, Al Jazeera Balkans, а также Tribeca Film Institute (USA).
Участие во всех трех сессиях ExOr 2012-2013 и представление проекта на EDP принесло огромную пользу: мы определились со смысловым наполнением (с повествованием, с главной линией и возможными событиями в фильме, которые будут происходить с героиней ), с визуальным стилем фильма, а также благодаря EDP о будущем фильме узнали многие российские и европейские телеканалы и дистрибьютеры”.
Презентация Doc Launch - расширенные публичные презентации фильмов, находящихся в завершении производства, которые представляются как тому же кругу представителей телеканалов, фондов и дистрибьюторов, что и на питчинге East European Forum, так и широкой аудитории и отборщикам кинофестивалей.
В Doc Launch 2013 года вошли 7 полнометражных проектов, находящихся на этапе завершения и нуждающихся в финансировании завершения фильма и дистрибуции, включая проект режиссера Елены Демидовой и продюсера Влада Кетковича “Мужской выбор” (Men’s choice).
Выступления на East European Forum и Doc Launch предвосхищается несколькими днями подготовки, где выступающих учат правильно выстраивать свою презентацию, дают советы, на каких моментах необходимо делать больший акцент, и какие изменения внести в трейлер.
Елена Демидова, режиссер: “Самой главной задачей для меня, как для режиссера, было продвижение нашего проекта «Мужской выбор» (продюсер Влад Кеткович). Было важно хорошо представить его, показать, что он развивается и уже продвинулся на следующую стадию, что мы уже сняли две трети фильма, и он обещает быть интересным и сильным. С этой задачей мы, как я считаю, справились. Питч был удачным, отзывы на него достойными. Это было важным еще и потому, что многие представители европейских телеканалов и кинофондов видели наш проект в самом начале его развития и поддержали его, и мы должны были соответствовать их ожиданиям.
Во-вторых, не менее важно было провести конкретные встречи с конкретными представителями каналов и другими работниками индустрии и найти реальные возможности для получения денег на продолжение съемок. Это очень важно для меня, как для режиссера, потому что истории моих героев развиваются, и важно быть в нужное время в нужном месте, а места съемок у нас достаточно далеко, и стоят эти съемки дорого. И эту задачу мы тоже решили.
Кроме того, если говорить о пользе, то она не только прямая и выражаемая в договоренностях и будущих деньгах. Очень важными были консультации тьюторов, особенно Stephan Krumbiegel, который, например, дал несколько важных идей по монтажу будущего фильма.
И пожалуй, одна из самых важных причин, по которым стоит ездить на такие мероприятия – это то, что ты начинаешь лучше чувствовать зарубежную аудиторию и рассказывать свою российскую историю на понятном всем языке”.
Рынок проектов (Project Market) - сессия индивидуальных встреч с профессионалами, представителями кинофестивалей, телеканалов, фондов, дистрибуционных компаний по заранее спланированному расписанию. В этом году в Project Market принимало участие 23 полнометражных проекта, включая 7, отобранных на Doc Launch и 16 проектов, не участвующих в питчинге, но к которым был проявлен интерес со стороны различных участников форума.
Влад Кеткович, продюсер: “Помимо проекта “Мужской выбор” я представлял один из моих документальных проектов "Вестники большой земли", реж. Татьяна Соболева, поддержанный министерством Культуры Российской Федерации в 2012-2013 гг.) и участвовал с ним в Project Market - рынке документальных проектов, которые находятся на самых разных стадиях производства. Это был официально отобранный на EDP проект, и участие в нем давало мне возможность провести ряд переговоров с представителями международной киноиндустрии по вопросам поиска сопродюсера, финансирования или дистрибуции проекта. Кроме того, в моем продюсерском портфеле находится еще несколько документальных картин на ранних стадиях производства, я хотел услышать профессиональные ответы на мои вопросы о возможности продвижения этих фильмов, поиске сопродюсеров и финансирования и обсудить перспективы последующего продвижения этих фильмов с крупными дистрибьюторами документального кино.
В ходе участия в East Doc Platform мне удалось реализовать практически все поставленные и сформулированные выше цели и задачи. Проекты получили хорошие отзывы коллег и представителей индустрии, удалось провести 15 индивидуальных встреч, на которых были достигнуты определенные договоренности по дальнейшим совместным действиям, известная компания, специализирующаяся на документальном кино Восточной Европы, выразила заинтересовались выступить международным копродюсером проекта и стать его последующим дистрибьютором, паспорт для копродюсирования и совместного поиска средств на окончание производства полнометражной версии”.
Видеобиблиотека (East Silver Videolibrary) - библиотека наиболее ярких картин, доступная для онлайн и внутрибиблиотечного просмотра и удобной системой поиска, комментирования и связи с правоообладателями. В отбор 2013 года в East Silver VideoLibrary вошло 14 российских работ из 75. Всего же в библиотеке более 300 фильмов разных лет.
Гости форума также имеют возможность посмотреть практически всю программу кинофестиваля One World в видеобиблиотеке как во время форума, так и в течение двух следующих недель.
Ольга Арлаускас, со-режисер фильма “В Ауте”: “Наш фильм “В АУТЕ” был отобран для видеотеки, где его могут увидеть профессионалы - фестивальные отборщики, например, что очень важно для нашего проекта, который полностью завершен и сейчас ищет свои пути к зрителю. Но мы не имели возможности персонально общаться с дистридьюторами и закупщиками, поэтому наш визит носил скорее образовательный характер.
Главной нашей целью поездки на EDP было понять, как работают мероприятия подобного рода, что они реально дают режиссеру и компании, какие есть возможности для развития проектов, участвующих в питчинге. Важно было также посмотреть уровень проектов, их стилистику, тематику, порядок бюджетов, а также сформировать представления о том, как правильно подавать проект, как питчинговать и т.д.
Мы увидели, что форум дает разнообразные возможности для проекта и что на любом этапе производства можно найти поддержку, будь он на уровне замысла, а уровне продакшна, постпродакшна, дистрибуции. Нужно только правильно воспользоваться возможностями и обращаться к нужным людям. В будущем году мы планируем подавать проект на питчинг”.
Публичная программа состоит из мастер-классов обсуждений, презентаций, case study успешно реализованных фильмов и других мероприятий, показывающих грани современной документалистики.
Часть публичных событий пересекается с программой фестиваля One World, проходящего в Праге в это же время и являющегося самым крупным в мире кинофестивалем правозащитной тематики, а также партнером East Doc Platform. На One World представлено более 100 фильмов на тему прав человека, как новых, так и уже отмеченных призами по всему миру. Виталий Манский и Марина Разбежкина стали гостями One World 2013, где они представили фильмы “Родина или смерть” и “Зима, уходи”.
Кроме того, Марина Разбежкина прочитала свой мастер-класс в рамках EDP, а Виталий Манский с удовольствием посещал открытые питчинги и презентации, отбирая фильмы для АРТДОКФЕСТА.
Важной частью публичной программы East Doc Platform является и неформальное общение, осуществляемое на вечеринках, одну из которых со-организовывала российская Гильдия неигрового кино.
По итогам всего прошедшего мероприятия и участия в нем российской делегации можно сделать вывод, что East Doc Platform - отличная площадка для старта российских проектов и их наиболее эффективного международного продвижения. В следующем году рекомендуем обратить внимание на дедлайны подачи проектов на Ex Orienta Film (1 июня 2013 года) и EDP и максимально использовать опыт наших коллег. Готовые законченные фильмы из России могут продолжать участвовать в библиотеке East Silver, которая обновляется дважды в год (в марте и в октябре - к началу международного кинофестиваля в Йиглаве).
Мы рассчитываем, что благодаря высокой активности российских документалистов организаторы смогут внести в правила отбора существенные поправки.
Вероника Лискова, координатор Ex Orenta Film: “Со следующего года мы пересмотрим нашу Креативную программу, и надеемся, что c 2015 года мы начнем принимать в Ex Orienta российские проекты напрямую, без обязательного участия европейского ко-продюсера”.
Проект по продвижению российской документалистики на международном рынке реализуется Гильдией неигрового кино и телевидения при поддержке Министерства Культуры РФ. Российские документалисты уже представили свои проекты в рамках Берлинале, East Doc Platform. В ближайшее время будут сформированы делегации и подготовлен каталог проектов для продвижения на Международный телерынок MIPDOC/MIPTV, HotDocs и другие важные киносмотры.
Фотоматериалы предоставлены Insitute of Documentary Film и Михаилом Горобчуком, видеодневник снят Михаилом Горобчуком, монтаж - Михаил Горобчук, Георгий Молодцов, Екатерина Визгалова.