Влад Кеткович, руководитель направления международного продвижения:
С 16 по 27 ноября в Амстердаме в 28-й раз прошел знаменитый Международный фестиваль документального кино, известный по аббревиатуре IDFA. Фестиваль является одним из самых известных в мире, входит в четверку крупнейших документальных фестивалей (куда так же я бы отнес HotDocs в Торонто, Канада, DOK Leipzig в Лейпциге, Германия, и SIDF (Sheffield International Documentary Festival) в Великобритании) и, может, является фестивалем с самой сильной репутацией. Действительно, индустрия на IDFA сильная как, наверное, нигде, сюда приезжают в буквальном смысле все профессионалы, так или иначе занятые в документальном кино, здесь работает множество кинозалов и площадок, все десять дней Амстердам гудит, смотрит документальное кино и обсуждает его.
Мне удалось посетить не все мероприятия IDFA-2015, это просто физически невозможно, но рассказать, конечно, есть о чем.
Начну, наверное, с главного, а именно с самого фестиваля. Он проходит в 7 кинотеатрах: многозальные кинотеатры в самом центре города Tuscinsky и Munt, необычный кинотеатр Eye, расположенный в модернистском здании на острове посередине Амстердама, куда надо добираться на пароме, а также еще на нескольких площадках поменьше. Словом, IDFA впечатляет, в купе с рекламой по всему городу создается ощущение праздника документального кино. Тут документальные кинематографисты ощущают себя нужными и востребованными, да и попасть на ИДФУ, в любую из программ фестиваля, уже давно является признаком международного признания автора, вехой в карьере.
Фестиваль состоит из множества программ. В сновном конкурсе представлено полнометражное документальное кино. Именно в главном конкурсе в этом году победил фильм «Дон Жуан», снятый в Нижнем Новгороде польско-шведским режиссером Ежи Сладковским. Оператором на проекте был Войцех Старон, чей режиссерский фильм «Братья» недавно выиграл Dok Leipzig. Стоит также отметить фильм «Украинские шерифы» Романа Бондарчука, одного из организаторов украинского фестиваля DocuDays: фильм получил специальное упоминание жюри и снимался в копродукции нескольких стран и телеканалов вплоть до военного 2014-го года. В жюри основного конкурса в этом году входила Ханна Полак, чем фильм «Человек живет для лучшего» в прошлом году выиграл главный приз фестиваля Артдокфест, а также множество наград на различных международных фестивалях.
Следующей конкурсной программой является «First Appearance»: речь идет о дебютах, и именно в этой программе участвовал фильм «Чечен» Беаты Бубенец (мастерская Марины Разбежкиной). Уже после Амстердама этот фильм выиграл премию «Лавр» как лучший арт-фильм и стал лучшим полнометражным фильмом фестиваля Артдокфест-2015. В программе First Appearance так же был показан фильм «Алиса на войне» украинского режиссера Алисы Коваленко: сильное кино смелого режиссера, которая сама поехала в зону АТО узнать, что там происходит из первых рук. Фильм также недавно показывался на фестивале АртДокФест. Здесь же упомяну еще один фильм на русском языке «Кредит на убийство» израильского режиссера Влади Антоневича о националистическом подъеме в России: фильм любопытный, но несколько не актуальный, однако собравший полные залы и продемонстрировавший горячий интерес европейцев к русскому национализму. В жюри First Appearance Competition в этом году входила Филиппа Коварски, директор компании «Синефил», базирующейся в Израиле и Великобритании, в этом году Филиппа была председателем жюри документального конкурса Московского международного кинофестиваля и проводила мастер-класс для российских документалистов.
Еще одна конкурсная программа – Среднеметражное документальное кино. В прошлом году именно в этой номинации победителем стал фильм Юлии Мироновой «Камчатка. Лекарство от ненависти». В этом году здесь нашу страну представляли фильмы «Саламанка» режиссеров Руслана Федотова и Александры Кулак, хит недавнего Артдокфеста, и фильм Ивана Твердовского-старшего «Грумант. Остров коммунизма», очень хорошо принятый публикой. В прошлом году, напомню, фильм выиграл фестиваль «АртДокФест».
В этом году еще одной конкурсной программой стала DocLab: там соревновались проекты, предназначенные для интернета, так называемые кросс-медийные проекты.
Также конкусными были программы голландского дока, студенческих фильмов (где Россию представлял фильм «Ладно. Хорошо» режиссеров Александры Кулак, Юлии Курмангалиной и Анны Корниенко), фильмов для детей (IDFA Competition for kids and Docs: в этой номинации получил особое упоминание жюри фильм Varicella (Ветрянка) Виктора Коссаковского о балетной школе в Санкт-Петербурге) и Doc U Competition – фильмы о подростках, которые оценивали сами подростки. В этой номинации выиграл один из самых ярких фильмов этого года «Sonita» об афганской девушке-рэперше, которая должна была быть продана замуж, но написала об этом рэп и жизнь ее изменилась решительным образом: Сонита сама посетила IDFA и выходила на сцену получать приз вместе с иранским режиссером Rokhsareh Ghaem Maghami. Перспектива замужества за выкуп теперь для нее позади.
Сонита, кстати, также получила приз зрительских симпатий.
Неконкурсные программы IDFA – второй блок фильмов, на которые можно ходить, практически не читая аннотаций: там собрано лучшее из того, что появилось на документальном пространстве за последний год, просто в силу разных причин эти фильмы не попали в конкурсные программы. Это программы Panorama, состоящая из 44 фильмов со всех концов земли (в прошлом году там был наш фильм «Олина любовь» режиссера Кирилла Сахарнова, а в этом году Россию представлял фильм «Старухи» режиссера Галины Красноборовой); программа «Мастера», где Россию представлял режиссер Виталий Манским с фильмом «Под лучами солнца», созданным в копродукции с пятью странами. Здесь же были представлены фильмы «Сирийская любовная история» Шона МакАлистера (сам Шон год назад судил документальный конкурс Московского международного кинофестиваля), портрет Стива Джобса знаменитого режиссера Алекса Гибни и фильм «Про небеса» Стефана Гаэля – размышления пожилых швейцарцев о жизни после смерти. Всего 27 картин со всего мира, снятые известными режиссерами.
Программа «Best of Fests» – еще одна ударная неконкурсная программа, представляющая лучшие фильмы 2015 года, уже показанные и отмеченные на других крупных фестивалях документального кино. Всего 47 картин, среди которых были сняты на русском языке или имели отношение к России фильмы «Большой Вавилон» Ника Рида (об отношениях внутри Большого театра), снятый в украинском Мариуполе фильм «Крокодил Геннадий» Стива Хувера, недавно получивший Гран-при Артдокфеста-2015, а также «Грозный блюз» Николо Белуччи и «Русский дятел» Чада Грация, тоже участник недавнего Артдокфеста.
Здесь же были программы «Парадоксы» (там был фильм о Сибири: путешествие на лодке по сибирским рекам голландскогот режиссера Ben van Lieshout), «Музыкальные фильмы», из которой я посмотрел фильм о Ките Ричардсе производства Netflix, очень качественный и при этом вполне себе коммерческий, мейнстримовый фильм: американский интернет-вещатель Netflix явно захватывает свою нишу в производстве популярного документального кино.
Завершая рассказ о программах фестиваля, упомяну также тот факт, что в этом году гостем фестиваля был Эррол Моррис, который привез ретроспективу своих фильмов и свой собственный «Топ-10». Была интересная программа, посвященная звуку в документальном кино, собранная профессиональными звукорежиссерами из разных стран: в эту программу вошло несколько российских фильмов разных лет, включая «Обитель» Виктора Семенюка, «Мегаполисы» Михаэля Главоггера, «Русскую мечту» Сергея Дебижева и «Тише» Виктора Косаковского.
Были и еще несколько программ, но посетить их мне физически не удалось. Со всем списком программ и мероприятий фестиваля IDFA-2015 можно познакомиться по ссылке: https://www.idfa.nl/industry/festival/program-sections-awards.aspx
Подробнее почитать о фильмах, представлявших Россию, можно прочитать на сайте Гильдии неигрового кино:
http://rgdoc.ru/news/vosem-neigrovykh-filmov-predstavlyayut-rossiyu-na-festivale-idfa/
Радует факт, что Россия в Амстердаме есть! И как съемочное пространство, объект исследований и интереса европейских режиссеров и как страна, чьи талантливые документалисты участвуют в различных программах крупнейшего мирового фестиваля документального кино - «документального Канна», как называет Амстердамский фестиваль официальный отборщик IDFA Виктория Белопольская.
А теперь несколько слов об индустрии IDFA и о продвижении российских фильмов.
Из индустриальных событий IDFA главными являются: Форум, где представляются новые проекты в разных стадиях производства, но, как правило, мало питчинговавшиеся до этого Форума, и рынок Docs for Sale, где происходит отсмотр фильмов дистрибьюторами и отборщиками других фестивалей. Здесь же, на рынке, проходят деловые встречи, заключаются контракты, в общем, происходят те самые индустриальные активности, связанные с продажами фильмов, которыми не очень богата отечественная индустрия документального кино.
Форум проходит в середине фестиваля, как правило, три дня: подготовка, выступление, встречи. Если у проекта уже есть деньги или заинтересованные телеканалы, то ты можешь попасть на главный питч. Если у тебя просто отличный проект, но пока без партнеров и без денег, ты можешь попасть на раунд-тейбл питч, где тоже будет возможность встретиться с представителями телеканалов, фондов и дистрибуционных компаний. В этом году (из-за общего спада в индустрии) Форум отменил обязательное наличие денег для попадания проект на Главный питч (Central Pitch), но попасть туда все равно невероятно трудно, это главный питчинг в мире (наряду с HotDocs Forum), там пристутсвуют руководители телеканалов (а не их заместители, как на многих других питчингах), тебя слушают серьезные люди, что многократно увеличивает шансы найти финансирование на проект. Но конкуренция высока: на ИДФА Форум приходит несколько сотен заявок со всего мира, из которых отбирается 15, и выступать там могут такие режиссеры, как Виктор Косаковский или Ежи Сладковский – звезды индустрии, поэтому шансов у начинающего документалиста попасть с проектом на Централ Питч в Амстердаме не высоки, но есть. Поскольку, как и любой фестиваль, IDFA заинтересован в открытии новых имен, новых историй и сюжетов.
Рынок Docs for Sale имеет свою собственную территорию: два этажа в старинном доме в центре Амстердама. На первом, в кафе, проходят встречи, на втором находится офис, зал с просмотровыми кабинками и просторный холл со столами, где также можно проводить встречи. В этом же холле каждый день в течение недели, когда работает рынок, проходят ресепшены с вином и легкой закуской, иногда на эти респешены приходит такое количество документалистов, что сложно становится перемещаться в пространстве. Информацию о рынке Docs for Sale можно почерпнуть по ссылке: https://www.idfa.nl/industry/docs-for-sale/about.aspx
Это самый результативный рынок в док-индустрии, его ежегодно посещают примерно 500 профессионалов, специализирующихся на продажах дока и если к кому-то из отечественных студий, представленных в каталоге Гильдии документального кино и телевидения, обратились с просьбой посмотреть/продать/показать на фестивале фильм, мне бы хотелось услышать вашу историю: напишите мне, пожалуйста, на почту international@rgdoc.ru или ethnofund@mail.ru.
Я представлял на рынке каталог, который Гильдия неигрового кино и телевидения выпустила перед фестивалем IDFA. Каталог сейчас существует в электронном и печатном виде.
На рынке Docs for Sale я разложил и раздал в руки около 70 экземпляров, каталоги разбирали и смотрели, я лично представил каталог на встречах нескольким крупным дистрибьюторам документального кино: Rise and Shine, Taskovski Films, Autlook, DogWood, Cats and Docs. Переговорил о нашем каталоге с крупнейшим американо-канадским дистрибьютором Яном Рофекампом (Film Transit), так что, я думаю, мы вполне можем ждать результатов. Представлять и рекламировать какие-то конкретные фильмы в ущерб другим мне показалось неправильным, поэтому я вел разговор о том, что в каталоге собраны самые заметные и сильные фильмы, выпущенные в России в 2014-2015 гг., что соответствует дествительности.
Пока мне по результатам IDFA пишут фестивали: изучив каталог, они просят наших документалистов подавать работы: например, фестиваль HotDocs дает нам 25-процентную скидку, проcят подать фильмы фестивали в Карловых Варах, Йоханнесбурге, Триесте и еще несколько. Информация о приеме заявок будет опубликована на сайте Гильдии неигрового кино и телевидения в ближайшее время.
Интерес к каталогу и к российскому кино был, тем более что дистрибьюторы знают Россию с хорошей стороны, но проблема в том, что они, как правило, знают всего несколько известных режиссеров. И наша задача как Гильдии – представить международной индустрии новые имена российского документального кино.
Помимо этих основных событий на IDFA происходят ежеутренние «индустриальные завтраки»: когда ты по аккредитации фестиваля с 8 до 10 утра можешь отлично позавтракать в фестивальном кафе De Jaren, да еще и в компании фильм-мэйкеров и других представителей индустрии. Какие-то встречи происходят на завтраках, а кто-то предпочитает общаться на ежевечерних «ресепшенах». «Ресепшены» также происходят в кафе De Jaren: их, как правило, организовывают страны, институты документального кино или телеканалы. Я, например, был на вечеринке, которую проводил Чешский институт документального фильма, и на вечеринке, которую проводили German Films. Также вечеринки проходят в различных клубах, но на самых интенсивных вечеринках, например, на Distributors Party, сложновато вести какие-то деловые переговоры. Их проводят на завтраках, совместных ланчах, на рынке Docs for Sale и на главной рабочей площадке фестиваля: в этом году на фестиваль работала сеть отелей NH и в одном из центральных NН – Carlton – и располагался штаб фестиваля, индустриальный офис.
Помимо описанных выше индустриальных зон и тем, на IDFA работает First Aid Doc Clinic, которую возглавляет замечательная подвижница документального кино Marijke Rawie. Формат этого Центра поддержки документальных фильмов таков, что ты можешь прийти к Мэрайке с практически любым вопросом, связанным с твоим проектом, а она поможет тебе советом: как выстроить стратегию продвижения, как подойти к героям, что интересного миру может быть в твоем проекте. Формат отличный, и Мэрайке консультирует документальные проекты уже много лет. Впервые я встретил ее еще в 2010 году, когда был участником воркшопа Ex-Oriente в Чехии, а она была одним из наших основных тьюторов. Консультирование проектов – основная работа Мэрайки, ее компания называется ExpertDoc, базируется в Голландии и реально помогает как советами, так и конкретными предложениями, контактами и т.п.
Стоит упомянуть и IDFA Academy: это целый комплекс воркшопов, направленных на поддержку и развитие проекта. Мы с режиссером Аскольдом Куровым приняли участие в IDFA Summer School с проектом «Ленинленд» – и фильм сложился окончательно именно после этого семинара. Там Аскольду и нашему режиссеру монтажа удалось поработать с ведущими европейскими монтажерами, разобраться в материале и переформатировать его всего за неделю. Очень рекомендую как саму Summer School, так и основную часть Academy, которая проходит в рамках фестиваля. Всю образовательную часть индустриальной программы фестиваля можно посмотреть по ссылке https://www.idfa.nl/industry/idfacademy.aspx.
Также к индустрии следует отнести круглые столы, лекции и мастер-классы: и по копродукции, и по героям, и по темам, и по странам (где и как производится документальное кино). Всё это происходит на IDFA каждый день. На большинство этих мероприятий можно попасть по простой гостевой аккредитации, надо следить за программой по своему каталогу и на сайте фестиваля.
В общем и целом всем, кто интересуется документальным кино в самом широком смысле (как фильмами, так и индустрией) я бы рекоммнндовал посетить IDFA. Даже с аккредитацией гостя, даже без фильма в программе вы расширите свой кругозор и узнаете много нового и интересного о документальном кино, его последних тенденциях, открытиях и новых именах. И просто посмотрите лучшее документальное кино со всего мира и пообщаетесь с его создателями.